Индивидуальный подход в обучении как основа личностно-ориентированного образования

Психологическая модель личностно ориентированной педагогики до последнего времени сводилась к признанию индивидуальных различий в познавательных способностях и декларировалась необходимость их включения в организацию обучения.

Значительная часть психолого-педагогических исследований Н.А. Алексеева посвящена организации личностно ориентированного образования в современной высшей школе.

По его мнению, личностно ориентированная технология должна быть индивидуальной, "авторской", проектирование учебной ситуации, в рамках своего предмета должно ориентироваться на тип психического развития студента и индивидуальные возможности педагога.

Он предложил психолого-педагогическую классификацию учебных дисциплин: "структурно-ориентированные", "позиционно-ориентированные", "смысло - ориентированные". Подобная классификация в полной мере обеспечивает и разворачивает технологию включения личностных механизмов, и в полной мере позволяет ориентироваться в "презентации" предмета ориентированного на развитие личностных функций. Автор предлагает конкретный контекст организации обучения, комплексно-методическое его оснащение .

В личностно ориентированной педагогике акцент делается на развитие личностного отношения к миру, деятельности, себе. Это обязательно предполагает субъективную «надситуативную активность» и самостоятельность, а обучающийся рассматривается как творец и создатель самого себя и собственной деятельности. Его действия в этом случае должны подвергнуться экспертизе не столько в плане верификации, сколько, говоря современным языком. Смысл деятельности, ее соотношение с другими деятельностями, иерархия предпочтений в оценках, развитие рефлексии, самостоятельности как субъективного образования и т. д. - являются главными ориентирами процесса личностной подготовки студентов в вузе.