Индивидуальный подход в обучении как основа личностно-ориентированного образования

- образовательный процесс личностно ориентированного образования представляет каждому студенту, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении .

Средства и методы содержания образования, по мнению

И. С. Якиманской, должны в полной мере давать возможность проявлять "изобретательность" к предмету каждому студенту. Необходимо учитывать не только уровень достигнутых знаний, но и интеллектуальные особенности каждого студента. Она считает, что основной ценностью образования выступает образованность, включающая в себя совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей, являющихся важнейшим средством становлений духовных и интеллектуальных ценностей студентов.

И. С. Якиманская считает, что все "существующие модели личностно ориентированной педагогики можно условно разделить на три группы: социально-педагогическую, предметно-дидактическую, психологическую". Как нам представляется, первая из них жестко ориентирована на социальный заказ и с технологической стороны связана с управлением личности "извне" по относительно единообразной методике. Личность при этом принимается как некоторое типовое явление, "усреднённый" вариант, а образовательный процесс в этом случае ориентирован на создание для всех одинаковых условий обучения. По сути индивидуализация обучения в этой модели сведена до минимума и практически даёт о себе знать лишь в больших или меньших педагогических затратах, необходимых для "дотягивания" личности до запланированного результата.

Вторая группа моделей связана с организацией научных знаний в системе образования с учётом их предметного содержания и ориентирована на научно-предметное разделение знаний , которые необходимо усвоить за время обучения. По убеждению И.С.Якиманской, предметная дифференциация не затрагивает духовной дифференциации , т.е. различий национальных, этнических, религиозных, мировоззренческих, что в значительной мере определяет содержание субъективного опыта студента. Отсутствие учета духовной дифференциации затрудняет реорганизацию образования, нередко порождает формализм в усвоении знаний .