Типология ценностей как инструмент аксиологического моделирования
Цель как главный критерий типологии позволяет выделить две группы ценностей. У В. Брожика это финальные и инструментальные ценности. Финальные ценности – это ценности-цели, которые рассматриваются как резуль-тат процесса и пробуждают в человеке определенные потребности, выступая в качестве их предмета. Инструментальные ценности – это ценности-средства, необходимые для достижения ценностей-целей, являющиеся орудием их создания.
И наконец, вероятно, взяв за основу культуру личности, В. Брожик выделяет ценности утилитарные, эстетические, правовые, религиозные и другие.
Как видно из вариантов типологий ценностей, предложенных В. Брожиком, существует множество оснований, по которым возможно структурировать и иерархизировать имеющееся обилие ценностей, существующих в мире человека.
Вероятно, возможна разработка типологии ценностных ориентаций по единому основанию, когда в качестве системообразующего компонента ис-пользуется некий общий критерий, позволяющий упорядочить исследуемое явление. Таким общим критерием может выступать социокультурный подход, в рамках которого выделяются экзистенциальные, нравственные, политические, эстетические, художественные и другие ценностные ориентации. В образовательной системе они способны регулировать профессионально-педагогическую деятельность учителя, придавая ей идейную направленность и соразмеренность в выстраивании человеческих отношений и целенаправленном развитии личности.
Однако, на наш взгляд, наиболее приемлемой может быть типология ценностных ориентации, в которой за основу принимается личность. И не только потому, что система личности является сферой педагогической профессии, но и потому, что человек – это фундаментальная социокультурная ценность. Обоснование ценностной системы современного учителя опирается на личностный подход в педагогике, утверждающий, что личность –цель, субъект, ядро, результат, главный критерий оптимальности педагогического процесса. Иными словами, личность находится в центре педагогической системы, а типология ценностных ориентации должна отражать особое положение духовных ценностей как внутреннего потенциала личности в сочетании с социальными, культурными, профессиональными и личностными ценностями.