Типология ценностей как инструмент аксиологического моделирования

Следует специально выделить подход к типологии и иерархии ценностей чехословацкого ученого В. Брожика , который обобщил имеющийся опыт в этой области и предложил возможные варианты аксиологической типологизации. По его мнению, ценности могут быть материальными , в которых сосредоточены материальные блага, и духовными . Это ценности, которые включают достижения науки, культуры, искусства. Выделенные группы диалектически связаны, хотя имеют и объективные отличия. Следует отметить, что, рассуждая о специфике этих ценностей, В, Брожик подчеркивает наличие духовной функции во всех без исключения ценностях, связывая этот тезис с выходом ценностей на самосознание личности.

Далее В. Брожик выделяет ценности действительные, то есть существующие, и «воображаемые». Такой подход вполне приемлем, поскольку на аксиологическом уровне обоснованным является наличие ценностных предметов, объектов, которым может отдаваться предпочтение, а с другой стороны, вполне реально существование неких норм , содержащих желания, ожидания субъекта и регулирующих его поведение.

В. Брожик предлагает разделить ценности на основе происхождения и характера выполняемых функций, из чего следует наличие первичных, вторичных и третичных ценностей. К первичным ценностям относятся такие, которые удовлетворяют биологические потребности человека, к вторичным – ценности, созданные руками человека, прежде всего средства труда. Третичные ценности – это средства коммуникации, служащие специфическим общественным потребностям.

Четвертая типология, выделенная В. Брожиком при анализе аксиологической литературы, строится на основе генезиса потребностей и включает априорные и апостериорные ценности. Ценности, которые являются предметом врожденных потребностей человека, являются априорными, культурные же потребности, то есть потребности, устанавливаемые обществом, являются апостериорными.

С временной точки зрения В. Брожик считает возможным наличие ценностей нынешних, прошлых и будущих. К прошлым относятся культур-но-исторические ценности, нынешние ценности удовлетворяют сегодняшние наши потребности. Будущие ценности – это своего рода идеалы или проекты ценностной действительности в представлении субъекта.