Типология ценностей как инструмент аксиологического моделирования

Наиболее успешная попытка выработать классификацию ценностей, которая широко используется в современных социологических исследованиях, принадлежит М. Рокичу. Он выделил терминальные ценности, которые представляют собой некоторые конечные состояния, итоговые цели деятельности личности. Например, наличие хороших и верных друзей, материально обеспеченная жизнь, общественное признание, познание и другие. Терминальные ценности являются мотивирующими в функциональном отношении, поскольку представляют собой конечные сверх цели и стимулируют соответствующее поведение личности.

Инструментальные ценности представляют собой принципы действия индивида, модели и способы его поведения, необходимые и обязательные для функционирования терминальных ценностей. К ним можно отнести эффективность в делах, чуткость, терпимость, аккуратность, воспитанность и другие. Среди инструментальных ценностей М Рокич выделяет, например, моральные ценности, которые имеют межличностный характер и нарушения которых вызывают не только деформацию ценностей-целей, но и чувство вины, угрызения совести, осознание ошибок. Инструментальные ценности могут рассматриваться как мотивирующие потому, что отражаемые ими идеальные способы поведения воспринимаются как целесообразные для достижения желанных конечных целей жизнедеятельности.

Как видно из предпринятых размышлений, деление ценностей на терминальные и инструментальные имеет серьезную основу и приемлемо в исследованиях личности, ее социальной и профессиональной культуры.

Некоторые исследователи, работающие в аксиологической сфере, пред-принимали попытки типологизации ценностей в связи с их изменениями во времени. Изменения в ценностях опираются на социальные и социально-политические трансформации в жизни групп и в меньшей степени на личностные изменения. В конце 1970-х годов М. Вильяме, взяв за основу изменения групповых и индивидуальных убеждений, предложил типологию ценностных изменений, включив в нее следующие типы:

1) креация ценности – выработка нового критерия оценки или убеждения на основе расширившегося опыта, применение его для регуляции поведения;

2) деструкция ценности – атрофия и исчезновение ценности под влиянием того, что в результате социальных изменений какая-либо ценность перестает применяться;