Типология ценностей как инструмент аксиологического моделирования

Достаточно распространенным основанием для типологизации ценностей можно считать разделение их на основе видов или сфер человеческой деятельности. В связи с этим основанием обычно выделяют материальные, социальные и духовные ценности.

Оценивая потенциал материальных ценностей, следует заметить, что они в первую очередь предназначены для удовлетворения непосредственных потребностей человека в необходимых для жизни средствах, в них объединены условия и факторы, важные для производства и потребления материальных благ, физического выживания человека. Естественно, что материальные ценности имеют определенную цену, которая в одних случаях совершенно отчетливо выражена в валюте, хотя в некоторых других определить стоимостное выражение довольно сложно .

Социальные ценности отражают особенности социальной жизни и могут выступать фундаментом жизни общества, обеспечивая его функционирование как сообщества людей.

Считается, что социально-политические ценности – наиболее динамичный и изменчивый элемент системы социальных ценностей. Именно в нем отражается система отношений общества и личности, уровень развития общества, характер социальных отношений.

Объектами духовного производства являются духовные ценности, в этом случае речь идет о «духовной пище». К духовным ценностям могут относиться философские концепции, принципы мировоззрения, религиозные постулаты, нравственные нормы, эстетические каноны, политические учения и т.п. Иными словами, к духовным ценностям относится все то, что способствует духовному освоению мира,

Выделив эти группы ценностей, следует признать, что данная типология, впрочем, как и другие, условна, поскольку довольно часто материальные объекты имеют духовную ценность и, наоборот, духовные ценности имеют материальную оболочку . Поэтому точнее, вероятно, можно сказать о том, что все ценности одновременно выполняют и материальную, и духовную, и социальную функции.