Сущность, организации и проведения семинара в вузе
Вступительное слово преподавателя должно быть не только кратким, но и энергичным, мобилизующим, проблемным. Это своего рода установка на мобилизацию внимания.
Чтобы нацелить студентов на активное обсуждение вопросов темы, вступительное слово (введение) должно отвечать следующим требованиям:
по содержанию указывать на связь с предшествующей темой и курсом в целом;
подчеркивать научную направленность рассматриваемой проблемы, связь с её практикой;
указывать на связь с профессиональной подготовкой обучающихся;
по форме демонстрировать предельный лаконизм, логическую стройность и тем самым обеспечивать высокий эмоционально-психологический настрой.
Выступления студентов по вопросам семинара могут быть выполнены в виде реферата, доклада или сообщения, отличающихся прежде всего по глубине осмысление рассматриваемого вопроса. Хотя в целом четкую грань между ними провести очень трудно.
Реферат - краткое изложение (в письменной или устной форме) содержания изученных произведений, монографий, статей периодической печати, а также личного опыта в рассматриваемой области.
Доклад и сообщение — краткое выступление студентов до одному из рассматриваемых вопросов на основе обобщения всего изученного материала.
Доклады студентов, основные выступления по вопросам плана семинара целесообразно произносить с кафедры. Выход на кафедру обязывает их к большей ответственности. Имеет смысл предоставлять кафедру и «официальным оппонентам» из числа студентов, если таковые назначались. Все остальные, желающие выступить, могут говорить с места. Этим обеспечивается большая непринужденность, обсуждений идет живее, без траты времени на выход.