Сущность, организации и проведения семинара в вузе
При реферативно-докладной схеме по каждому вопросу вначале заслушивается реферат или доклад, подготовленный одним из студентов, а при вопросно-ответной - выступление одного из обучающихся (по выбору преподавателя), после чего организуется развернутая беседа. В смешанной форме по одному из вопросов заслушивается реферат (доклад), а по другим — выступления студентов (по их желанию). В конце обсуждения основной докладчик делает общее заключение.
Чтобы семинар был по-настоящему активным, он должен носить дискуссионный, но управляемый характер. Для этого сценарий дискуссии продумываете» преподавателем заранее, в рабочем плане намечаются соответствующие вопросы, примеры, сюжеты.
Важное значение в решении дидактических задач, определенных преподавателем на предстоящее занятие, имеет сама организация проведения семинара.
Многие считают, что семинар начинается вступительным словом преподавателя. В действительности он начинается с проверки готовности обучающихся к занятию. Проверку можно проводить по-разному, в зависимости от формы: семинара и его организации. Некоторые преподаватели ограничиваются тем, что обращаются к студентам с вопрос сом о том, изучили ли они литературу, возникли ли у них вопросы - или просто спрашивают, кто не подготовился к занятию. Но они не учитывают особенностей, групповой психологии: не подготовившиеся
стесняются признаться, а преподаватель приходит к ложному заключению, что все готовы. Нередко он попадает в еще более, неловкое положение и бывает вынужден значительную часть времени потратить на «неясные» вопросы.
Конечно, если преподаватель хорошо знает группу, можно прямо спросить; «Кто не готов к занятию?» Это требование должно быть постоянным и твердым. В случае необходимости следует дать незамедлительную, жесткую и принципиальную оценку. Как правило, после одного-двух таких замечаний случаев неподготовленности студентов к семинару не бывает.