Сущность, организации и проведения семинара в вузе
Третий этап включает глубокое изучение источников.
Четвертый (заключительный) этап предусматривает углубленную работу с конспектом: еще раз внимательно прочитать конспект, произвести его разметку (подчеркнуть заголовки, выделить наиболее важные цитаты и т.п.), составить план выступления.
На всех этапах студенты работают или под непосредственным руководством преподавателя (что особенно характерно для младших курсов), или в режиме консультирования.
На первом этапе подготовки обучающихся к семинару целесообразно провести коллективную установочную консультацию. В период углубленной работы студентов над рекомендуемыми источниками преподаватель, как правило, проводит индивидуальные консультации и собеседования. На этом этапе он контролирует подготовку основных докладов и сообщений, а также выступлений на предстоящем занятии.
На основе сложившегося представления о готовности обучающихся к семинару преподаватель? приступает к разработке (уточнению) рабочего плана (сценария) семинарского занятия. Это связано с тем, что реализация познавательной цели в ходе семинара требует от него умелого методического управления.
Как показывает опыт, ключевыми в построении такого сценария являются два принципа; принцип нарастания сложности проблемных задач на каждом занятии и на протяжении всего курса и принцип целевой системности.
Некоторые педагоги считают, что рабочий план (сценарий) сковывает преподавателя при проведении семинара. Однако это не совсем верно. Тщательная подготовка дает ему большие возможности оперативно руководить семинаром, используя при любых ситуациях заранее заготовленный материал. Может быть, далеко не всё, что намечено и записано в сценарии, будет использовано педагогом, но наличие имеющегося материала придаст уверенность и позволит свободно себя чувствовать при любых ситуациях.