Сущность, организации и проведения семинара в вузе
Вопросы, возникшие в ходе семинара, по возможности должны разрешаться самими студентами. Только в крайнем случае преподаватель эту задачу берет на себя. Он должен подавлять в себе соблазн самому ответить на затруднительный вопрос до тех пор, пока не исчерпаны все возможности аудитории.
В любой семинарской группе складывается актив, готовый выступать всякий раз на каждом семинаре, и довольно содержательно. Такой актив — опора преподавателя, но его лучше всего иметь в «стратегическом резерве», используя в наиболее ответственные моменты семинарского занятия.
Таким образом, суть методической тактики руководителя семинара имеет ряд задач:
♦ создать непринужденную, раскованную обстановку в аудитории и на этой основе организовать оживленный обмен мнениями, полемику и дискуссию по основным вопросам плана семинара;
♦ всеми мерами развивать и поощрять активность обучающихся, добиваться их внимательного и критического отношения к выступлениям товарищей;
♦ обеспечивать проблемную постановку вопросов и разрешение их путем раскрытия противоречий реальной жизни;
♦ добиваться свободного выступления студентов, способности к логическому анализу и оценке своих выступлений и выступлений товарищей по группе.
Семинар, как и любой другой вид учебных занятий, предполагает широкое использование средств наглядности и иллюстративного материала. Опыт многих преподавателей вузов свидетельствует о том, что только с помощью средств наглядности удается достигать высокой степени эмоционального воздействия на обучающихся.