Становление и развитие философии образования
Менталитет как специфика психологической жизни людей раскрывается через систему взглядов, оценок, норм и умонастроений, основывающихся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях, задающую вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а, значит, и характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы и другие социальные установки, отличающие данную общность от других (И.Г. Дубов).
Толерантность является важнейшим качеством человека в аспекте сохранения цивилизации, представляя терпимость и доброжелательное отношение к другим людям, другим народам, образу их жизни и мысли. «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека» («Декларация принципов терпимости» ООН, 1995). «Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости, – подчеркивается в Декларации, – является воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи… оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях».
Модернизация государства, формирование гражданского общества требуют, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе.
Для решения этой задачи приоритетными ориентирами для образования личности становятся:
• способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности и создании общественных объединений;
• толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;