Становление и развитие философии образования
Джон Дьюи (1859–1952) – основатель философии образования. Развил новый вариант прагматизма – инструментализм, разработал прагматистскую методологию в области логики и теории познания. По мнению Дьюи, цель воспитания состоит в том, чтобы сформировать личность, умеющую «приспособиться к различным ситуациям» в условиях «свободного предпринимательства». Любая жизненная ситуация является уникальной и польза обобщений и теорий весьма условна, но лично выработанная теория для каждого полезна и необходима для жизни. Человек, преодолевая различные трудности, накапливает собственный опыт решения проблем. Опора на личный опыт и есть составная часть идеологии инструментализма.
Этика образования. Термин «этика» впервые был использован Аристотелем для обозначения особой области исследования – практической философии, науки о том, как правильно вести себя в соответствии с правилами, определенной системой ценностей. Этика образования рассматривает образцы поведения всех участников образовательного процесса. Обращение к этическим проблемам педагогической науки стало особенно актуальным в наше время, в связи с этим появилось понятие «этическая педагогика» (М.Н. Дудина).
Культурология образования. Культура, образование, педагогика взаимосвязаны, о чем свидетельствует перевод с латинского языка слова «культура»: «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание». Прогресс общества зависит от состояния производства и эффективности распространения культуры. Производство и воспроизводство культуры возможны только при наличии высокого искусства обучения подрастающего поколения. Прогресс человечества и каждого отдельного человека зависит от качества образования, методов познания мира и обучения. Все это можно почерпнуть из истории и теории культуры и цивилизации.
Культура – это освоенный и овеществленный человеком опыт деятельности. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний, умений и навыков, переросшее в модель действий при любой ситуации. Образование как система представляет собой социальный институт адресной и целенаправленной передачи такого опыта. Человеческое сознание является продуктом культурной эволюции и основывается в значительной степени на подражании и руководстве.