Становление и развитие философии образования

Иммануил Кант (1724–1804). С помощью своей трансцендентальной философии пытался преодолеть эмпиризм Джона Локка и Давида Юма и рационализм Рене Декарта. Для этого немецкого мыслителя чувственное созерцание и анализирующий рассудок неразрывно связаны между собой. «Существует два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся». Немецкий философ, понимая ограниченность чувственного познания, стремился найти то, третье, которое сочетало бы чувственное и рациональное. Он считал, что в нашем познании есть нечто, что необходимо и общезначимо. В этом состоит «коперниканский» переворот в теории познания. К типам познания окружающего мира он относил аналитическое познание, синтетическое и синтетическое априорное. Первый тип познания относится к связям между понятиями (например: «все холостяки являются неженатыми мужчинами»); второй – к чувственным впечатлениям (например «листья на деревьях зеленые»); третьи – к постижению форм (например «все происходящее имеет причину»), т. е. нет необходимости обращаться к опыту.

Всякая личность, по Канту, является самоцелью и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких бы то ни было задач даже всеобщего блага. Он обосновал представление о человеке как полностью свободном и нравственно ответственном существе.

Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803) – яркий представитель нового исторического сознания, один из основателей историцизма, представляющий специфическую установку и подход к истории. Он сформулировал идею органического развития мира, прослеживая ее в неживой и живой природе, в жизни общества и человеческой истории как бы на разных уровнях единого мирового организма. Вклад Гердера в науку состоит в разработке принципа индивидуализации.