Становление и развитие философии образования

Платон (427–347 до н.э.). Согласно Аристотелю, Платон был основоположником учения об идеях. Для него именно идеи являются первичной реальностью, т. е. субстанцией. Они являются не чувственно воспринимаемыми, а постигаемыми с помощью рассудка. Философия для Платона является в равной степени познанием и образованием. Процесс образования – это вечное странствование между верхом («светом») и низом («царством теней»). Идеи не изолированы друг от друга, а образуют связанное целое. В «Государстве» Платон обсуждает вопрос о том, какой поступок следует считать справедливым. В ходе беседы Платоном высказываются разные мнения и только тогда они могут быть названы справедливыми, когда становятся причастными одной общей идее, идее справедливости. Идеи (универсалии) существуют независимо от того, существуют ли чувственные феномены, которые их отражают.

Платон ставит вопрос об идеальной системе образования. Для него важна именно система как целое, а не частные детали, связанные с изучаемыми предметами, возрастом учеников или экзаменами. Остановимся на предлагаемой Платоном системе образования. Во-первых, образование должно быть в руках государства. Во-вторых, образование должно быть доступным для всех детей вне зависимости от происхождения и пола. В-третьих, образование должно быть одинаковым для всех детей в возрасте 10–20 лет. К числу важнейших предметов Платон относит гимнастику, музыку и религию.

В возрасте 20 лет происходит отбор лучших, которые продолжают образование, уделяя особое внимание математике. По достижении 30-летнего возраста снова происходит отбор, и прошедшие его продолжают обучение еще 5 лет, основной упор при этом делается на изучение философии. Затем они в течение 15 лет участвуют в практической деятельности, приобретая умения и навыки управления. И только в 50 лет, получив всестороннее образование и освоив опыт практической деятельности, пройдя тщательный отбор, берут в свои руки управление государством. Согласно Платону, они стали абсолютно компетентными, добродетельными и способными управлять обществом и государством. Не прошедшие первый отбор становятся ремесленниками, земледельцами и купцами. Отсеянные на втором этапе отбора – управляющие и воины. Прошедшие третий отбор – правители, обладающие компетенцией и всей полнотой власти.