Реализация социальным педагогом социально-профилактической функций
Ситуация успеха – проживание субъектом своих личностных достижений в контексте истории его персональной жизнедеятельности. Она всегда субъективна, результат усилий расценивается только в сопоставлении с результатами вчерашних усилий, с позиции завтрашних перспектив личности.
Назначение ситуации успеха – в инициировании физических и духовных сил личности, в максимальном развитии ее способностей. (Заметим в скобках: назначение ситуации неуспеха то же самое, и ее создание оправдано только тогда, когда ситуация неуспеха выполняет это свое назначение.) Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, ибо в признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает и то, что он стоит на определенном уровне, и то, что он чего-то стоит как человек. К тому же ситуация успеха порождает удовлетворенность жизнью на данный момент.
Схема операций по организации ситуации успеха:
Психолого-медико-педагогическая реабилитация
Ведущей идеей комплексной профилактики должна стать гуманизация отношений в семье, детском саду, школе, среде неформального общения. Задача воспитательных институтов, нарождающейся социально-психологической службы – общими усилиями помочь ребенку справиться с его проблемами, организовать его успех, облегчить личностный рост и развитие.
В последнее время разрабатываются и создаются модели такой службы. Они могут носить региональный характер. Региональная модель реабилитационной службы базируется на следующих основаниях:
а) концепции реабилитационной службы, определяющей ее сущность, цели, задачи, принципы и приоритеты;
б) социологическом мониторинге образовательной ситуации региона (микрорайона), указывающем на потребности, возможности, условия и специфику службы;