Основные концепции социальной педагогики

Первый подход подтверждает или опровергает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс адаптации его к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть определен как субъект-объектный (общество — субъект воздействия, человек — его объект).

Первый подход представлен рядом теорий и концепций. Одним из его основоположников был Э. Дюркгейм. Он первым из западных социологов подчеркнул значение общественного воздействиям процесс развития человека и увязал в своих размышлениях понятия "воспитание" и "социализирование" в одну систематическую связь, фактически поставив знак равенства между социализацией и воспитанием. По его мнению, социализация членов общества опирается на некий идеал человека, универсальный в некоторой степени для всех членов общества. Суть его позиции состоит в признании за обществом активного начала и приоритета его перед человеком. Под воспитанием он понимал ежеминутно испытываемое ребенком давление социальной среды, стремящейся сформировать его по своему образцу и имеющей своими представителями и посредниками учителей и родителей.

Результаты теоретических построений Э. Дюркгейма стали основанием развернутой социологической теории функционирования общества, разработанной Т. Парсонсом. Он определял социализацию как интернализацию культуры общества, в котором ребенок родился. Согласно его взглядам, человек "вбирает" в себя общие ценности в процессе общения со "значимыми другими". В результате этого следование общепринятым нормам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью. Универсальной задачей институтов социализации является формирование у вступающих в общество "новичков" как минимум чувства лояльности и как максимум чувства преданности по отношению к системе.

Сторонники второго подхода исходят из того, что человек, активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъектный.

Основоположниками этого подхода можно считать американских ученых Ч. Кули, У. Томаса, Ф. Знанецкого, Дж. Мида.

Такси "Гепард" - раскат авто в СПб для работы в такси с выкупом.