Основные концепции социальной педагогики

Ч. Кули, автор теории "зеркального Я" и теории малых групп, считал, что индивидуальное "Я" приобретает социальное качество в коммуникации, в межличностном общении внутри первичной группы (семьи, группы сверстников).

У. Томас, Ф. Знанецкий выдвинули положение о том, что социальные явления и процессы необходимо рассматривать как результат сознательной деятельности людей, что изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти ситуации.

Адаптивная концепция социализации (Дж. Дьюи) отражает структурно-функциональный подход. Социализация личности трактуется как приспособление человека к существующему образу жизни, к господствующим в обществе экономическим, идеологическим и нравственным нормам, как подготовка к выполнению социальных ролей в соответствии с принадлежностью к определенному классу и социальной группе.

Ролевая концепция социализации (Р. Дарендорф, К. Лэнг-тон, Ф. Тенбрук) отражает функциональный подход. Она появилась в начале 1970-х гг. и активно развивалась представителями "гуманитарной педагогики". Они рассматривали социализацию как процесс интеграции молодого поколения в систему социальных ролей через интериоризацию норм своей референтной группы.

Критическая концепция социализации (К. Роджерс, В. Хайнц, А. Маслоу).

Карл Роджерс (1902-1987) — американский психолог, один из лидеров "гуманистической психологии". Центральной для К. Роджерса является категория самооценки: в результате взаимодействия ребенка со взрослыми и другими детьми у него создается представление о себе.

А. Маслоу основную цель социализации личности видит в удовлетворении "потребности в самореализации" и в развитии способности для успешного осуществления этой цели.