Основные концепции социальной педагогики

Концепция социального научения (А. Бандура, Дж. Мак коби, Л. Мартин) ставит своей целью выяснение принципов и закономерностей проявления различных механизмов, форм и структур, посредством которых приспособление развивается и закрепляется. Индивид склонен следовать и подчиняться особам, которых он воспринимает из-за выполняемых ими функций как носителей образцов социального поведения, как "социальные модели"; обучение с помощью социальных моделей происходит чаще всего таким образом, что обучающийся идентифицирует себя с другим лицом и наследует его поведение.

Концепция "баланса идентичности" (Л. Кольберг, Ж. Пиаже) исходит из того, что в каждой конкретной ситуации личность должна как бы балансировать между требованиями "быть как все" и требованиями "быть как никто другой", т. е. одновременно быть идентичной и уникальной.

Лоуренс Кольберг (1927-1987) — американский психолог и педагог. Является одним из представителей концепции "баланса идентичности".

Проблема социализации в работах ученых 20—30-х гг. XX в. в СССР (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, М.Н. Покровский, СТ. Шацкий и др.) рассматривалась в контексте ведущей роли государства в процессе становления "нового человека коммунистического общества". При этом подчеркивалась и преобразующая роль человека, освоившего новые ценности, формы поведения.

В современных российских исследованиях, основанных на идеях гуманизма, личностно ориентированном подходе в воспитании (В.Г. Бочарова, С.А. Беличева, МА. Галагузова, ИА. Липский, А.В. Мудрик, Л.В. Мардахаев, БД. Семенов, Г.Н. Филонов и др.) сущность социализации рассматривается в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Однако различия этих исследований построены на определении путей, средств, механизмов социализации, их роли в развитии социально активной личности.

Концепции социальной среды.