Основные концепции социальной педагогики

Наибольший резонанс в России идея воспитания средой получила в 20-е гг. XX в. Исследо-ватели этого периода выделяли окружающую среду как существенный фактор социального воспитания и считали, что влияние окружающей среды прямо пропорционально развитию детей.

Ценностный аспект среды, влияющей на развитие ребенка, принимался всеми учеными. Однако их позиция, признающая приоритет общественных ценностей над личностными или ценностей, обеспечивающих развитие индивидуальности, определила возникновение двух научных направлений: "социологизаторское" и "гуманистическое". Ученые-исследователи и педагоги-практики, профессионально сложившиеся под влиянием идей русской прогрессивной педагогической мысли XIX в., уже в послереволюционный период продолжали отстаивать интересы ребенка и ценность развивающей его среды ("гуманистическая" научная школа: П.П. Блонский, Н.Н. Иорданский, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий и др.). А.Г. Калашников, М.В. Крупенина, Н.К. Крупская, В.Н. Шульгин и другие педагоги в вопросах социального воспитания следовали от интересов общества ("социологизаторская" научная школа).

В результате в отечественной научно-педагогической школе была создана теория педагогики среды (в отличие от зарубежной теории средоведения), тесно связанная с реформаторскими идеями зарубежной педагогики, но имеющая собственные взгляды и смыслы. Ее основателем принято считать СТ. Шацкого, ему же приписывают авторство самого термина "педагогика среды".

Педагогику среды представляли не только педагоги Н.Н. Иорданский, С.А. Каменев, М.В. Крупенина, А.П. Пинкевич, Е.К. Ти-хеева, СТ. Шацкий, В.Н. Шульгин и др., но педологи и психологи: М.Я. Басов, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Моложавый, а также физиологи и рефлексологи: И.А. Арамов, АА. Аркин, М.С. Бернштейн, В.М. Торбек, "реактолог" К.Н. Корнилов и др.