Организация учебных занятий с использованием различных форм игрового обучения
Рассмотрим некоторые из наиболее часто применяемых в вузовской педагогической практике форм и методов проведения игровых занятий. Среди них ведущее место занимают деловые игры.
Деловая игра - одна из наиболее сложных форм игровых занятий, в процессе которых имитируется коллективная профессиональная деятельность.
Чтобы представить широту и многообразие методических возможностей применения деловых игр в учебном процессе, приведем их классификацию по двум наиболее характерным признакам.
По характеру моделируемых ситуаций.
1. Игра с соперником (борьба сторон). Моделируются процессы управления в условиях взаимовлияющего поведения или воздействия друг на друга различных систем.
2. Игра с природой. Моделируется процесс управления в условиях вероятностного поведения окружающей среды или управляемого объекта.
3. Игра-тренировка. Моделируется процесс управления системой в динамике самопроизвольного развития ситуации. Отрабатываются навыки принятия решений, а также механизмы взаимодействия отдельных звеньев системы.
По характеру игрового процесса.
1. Отношения между играющими группами студентов носят характер противоборства. Действие одной группы прямо или косвенно влияет на действие другой группы. При этом контакт между группами не обязателен.
2. Взаимодействие между группами. Контакт с помощью различных видов (средств) связи является обязательным элементом такой игры.