Контроль и оценка эффективности учебного процесса
Важное место при проектировании и реализации профессионально-ориентированной технологии обучения занимает выбор оптимальных методов контроля за результатами учебного процесса.
Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности обучающихся и педагогической работы преподавателя. В современной дидактике в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля обучающихся.
Наряду с методами контроля в педагогических источниках выделяются виды контроля, которые могут быть классифицированы по масштабу целей обучения - стратегический, тактический, оперативный; по этапам обучения — текущий (промежуточный), итоговый, предварительный, рубежный (тематический); по временной направленности — ретроспективный, предупредительный, опережающий; по частоте контроля - разовый, периодический, систематический; по ширине контролируемой области — локальный, выборочный, сплошной; по организационным формам обучения - индивидуальный, групповой, фронтальный; по формам социальной опосредованности — внешний или социальный, смешанный или взаимоконт-роль, внутренний или самоконтроль; по видам учебных занятий — на лекциях, семинарах, практических и лабораторных работах, на зачетах, коллоквиумах и экзаменах; по способам осуществления контроля — письменный, устный, стандартизированный, машинный и др.
На примере итогового и текущего контроля раскроем их организационную сторону.
В зависимости от сроков проведения контроль подразделяется на итоговый и текущий. Текущий делится на предварительный, собственно текущий и рубежный.