Контроль и оценка эффективности учебного процесса
В педагогической практике все перечисленные виды, методы контроля и формы их проведения применяются как в «чистом» виде, так и комплексно, в зависимости от конкретной учебной ситуации и методического мастерства преподавателя.
Система оценки и контроля должна отвечать требованиям управления познавательной деятельностью обучающихся и выступать в роли со ответствующего инструментария для ее осуществления. Чтобы оценка успеваемости выполняла эту роль, ее целесообразно проводить на основе требований к оптимальному усвоению студентами знаний, умений и навыков.
Оптимальное усвоение знаний, умений и навыков понятие сложное и многогранное. Наиболее существенными его критериями являются объем, системность, осмысленность, прочность и действенность.
Объем знаний — это сумма фактов, понятий, правил, законов, которые усваиваются обучающимся по тому или иному разделу, модулю, теме или отдельно взятому занятию.
Системность знаний — понимание логики изучаемой дисциплины, ее идей и закономерностей, умение располагать изучаемый материал в определенной последовательности, правильно соотносить одни факты, понятия и правила с другими.
Осмысленность знаний подразумевает правильность и убедительность суждений, умение отвечать на видоизмененные вопросы, применять теоретические знания для объяснения и решения практических задач.
Прочность знаний — твердое удержание в памяти изученного материала и уверенное использование приобретенных знаний в различных ситуациях.
Действенность знаний— умение пользоваться приобретенными знаниями в разнообразной познавательной и практической деятельности, сочетать теорию с практикой.
Совершенно очевидно, что такое многообразие факторов приводит к субъективности и налагает на преподавателя особую ответственность при выставлении соответствующей оценки.