Контроль и оценка эффективности учебного процесса
В целях обеспечения единства требований и объективности подхода в большинстве вузов разработаны критерии оценки ответов студентов с учетом специфики различных дисциплин.
Обобщая подходы, принятые в различных вузах, можно сформулировать критерии оценки ответов.
Для отличной оценки - наличие глубоких, исчерпывающих знаний предмета в объеме освоенной программы; знание основной (обязательной) литературы; правильные и уверенные действия, свидетельствующие о наличии твердых знаний и навыков в использовании технических средств; полное, четкое, грамотное и логически стройное изложение материала; свободное применение теоретических знаний при анализе практических вопросов.
Для хорошей оценки — те же требования, но в ответе студента по некоторым перечисленным показателям имеются недостатки принципиального характера, что вызвало замечания или поправки преподавателя.
Для удовлетворительной оценки — те же требования; но в ответе имели место ошибки, что вызвало необходимость помощи в виде поправок и наводящих вопросов преподавателя.
Для неудовлетворительной оценки — наличие ошибок при изложении ответа на основные вопросы программы, свидетельствующих о неправильном понимании предмета; при решении практических задач показано незнание способов их решения, материал изложен беспорядочно и неуверенно.
При наличии критериев оценок, казалось бы, все решается просто, т.е. обеспечиваются и объективность, и единство требований. Однако на практике все получается далеко не так. Дело в том, что введенные в критерии понятия «глубоко», «исчерпывающе», «твердо», «полно» и т.д. каждым преподавателем воспринимаются и трактуются субъективно. Очевидно, что эти понятия необходимо определить более конкретно. Рассмотрим эти вопросы в следующих параграфах главы.