Гигиенические нормы при работе с техническими средствами в образовательных учреждениях

В классе должно быть два или три телевизора, обеспечивающих оптимальные условия восприятия изображения. Целесообразно также, чтобы передняя стенка телевизора, состоящая из общей рамы и рамки, непосредственно окружающей экран, была светлой. Естественный или искусственный свет не должен падать непосредственно на экран телевизора, чтобы не снижать контрастности изображения.

В детских садах вопрос о размещении телевизора упрощается. Его можно поставить в любом помещении, диагональ кинескопа может быть от 50 см до максимальной. Отсутствие учебных столов позволяет разместить перед телевизором до 40 детей.

Требования к установке телевизора в классе: возможность расположения под любым углом в вертикальном и горизонтальном направлениях, свободное перемещение по классу; простота регулирования высоты установки.

Обычно в классе телевизор помещают на подставке-тумбочке. Можно располагать телевизоры на консолях, прикрепленных к стенам; в этом случае не тратится полезная площадь пола. Удобнее устанавливать телевизоры на подставках-тележках, что позволяет быстро перемещать их из класса в класс. Можно укреплять их и на потолке класса.

Целесообразно оборудовать телевизор специальными дверцами, как это было сделано у телевизора «Школьный», чтобы он не отвлекал внимания учащихся в то время, когда его не используют, а также для большей его сохранности.

Качество приема телевизионных передач в значительной степени зависит от типа применяемых антенн. Поэтому необходимо использование более сложных антенн, отличающихся высокой направленностью и в меньшей степени подверженных вредным воздействиям.

Необходимо учитывать также, что однообразные, монотонные телепередачи типа бесед, лекций, даже очень непродолжительные, вызывают такое же утомление, как длительные, но увлекательные. Отсюда следует, что форма передачи - проблема не только педагогическая, но и гигиеническая и физиологическая. Утомляют передачи, где слово преобладает над изображением, значительное напряжение зрения вызывает обилие схем, чертежей и текста. В гигиеническом отношении важен и такой фактор, как степень утомления учащихся к моменту просмотра. Рекомендуется, чтобы до уроков с применением ТСО или вслед за ними проводились занятия, не вызывающие значительного напряжения внимания и зрения. Общее число учебных телевизионных передач не должно превышать 4-8 часов в неделю.