Гигиенические нормы при работе с техническими средствами в образовательных учреждениях

Затемнение окон шторами способствует повышению температуры воздуха и увеличению его влажности, возрастает концентрация углекислого газа, поэтому необходимо соблюдать воздушный режим в помещениях, обеспечивать эффективное проветривание перед началом занятия и после его окончания.

При использовании звуковых средств обучения - радио- и звукозаписей - нарушение санитарно-гигиенических норм также может привести к значительному переутомлению учащихся. Длительность применения звукозаписи для учащихся-младших классов допустима в пределах 12-15 мин. Если при этом используется музыка, это время увеличивается до 20 мин. Для учащихся среднего и старшего возраста норма составляет 25-30 мин.

Для занятий целесообразно подбирать материал, дающий зрительное подкрепление изучаемой теме, - диапозитивы, кадры фильмов, таблицы, картины, портреты, фотографии и т.д.: это создает систему «радиовидения».

В некоторых школах, особенно в малокомплектных, при одновременной работе учителя в одном классном помещении с двумя-тремя классами на уроках русского языка, математики и др., применяют звукозапись с элементами программирования. Она представляет собой определенный учебный материал, записанный в виде текста на магнитную ленту и периодически подаваемый через головные телефоны-наушники каждому ученику. Во время рабочей паузы школьник выполняет полученное через наушник задание, записывает результаты своей работы.

Длительность применения программированной звукозаписи во многом определяется характером учебного предмета. Например, наибольшую трудность для школьников представляет работа с программированной звукозаписью по математике, так как в этом случае приходится вычислять в основном устно, а для этого необходима большая скорость мыслительных процессов. В связи с этим длительность такой звукозаписи на уроках математики и физики не должна превышать 10-15 мин, в то время как на уроках русского языка и литературы она может достигать 15-20 мин. Программированные звукозаписи нельзя использовать на трех уроках подряд, так как это неблагоприятно отражается на работоспособности и состоянии организма учащихся. Кроме того, их применение наиболее утомительно для школьников в начале учебного года (период адаптации к ТСО) и в конце IV четверти (работоспособность школьника значительно снижена). Поэтому время работы с программированной звукозаписью в начале учебного года должно быть сокращено до 5-10 мин, а во второй половине IV четверти работать с ней вообще не следует.