Гигиенические нормы при работе с техническими средствами в образовательных учреждениях

При использовании программированной звукозаписи необходимо также учитывать, что все учащиеся получают информацию из одного источника - магнитофона с усилением, достаточным при нормальном слухе. Однако даже небольшая степень понижения слуха ученика может привести к затруднению восприятия тех или иных элементов речи. Поэтому целесообразно оборудовать каждую пару головных телефонов индивидуальными регуляторами громкости, позволяющими регулировать уровень громкости звуковых сигналов.

Большое значение для сохранения устойчивого уровня работоспособности учащихся на протяжении урока имеет длительность восприятия информации, определяющая время показа диафильмов, диапозитивов, транспарантов, кинофильмов, просмотра теле- и видеопередач, прослушивания радиопередач, звукозаписей. Продолжительность использования того или иного средства обучения определяется также и характером учебного предмета. Так, телевизионные передачи по литературе и истории для учащихся старших классов не должны превышать 35 мин, по биологии и обществоведению - 30 мин, по химии и физике - 20-25 мин.

Наблюдения за эффективностью уроков с применением аудиовизуальных средств показывают, что при правильной организации работы учащиеся хорошо усваивают учебный материал. Но для сохранения высокой работоспособности учащихся и обеспечения эффективности использования ТСО кроме вышеперечисленных факторов необходимо также, как и при проведении урока вообще, своевременно менять методы и приемы учебной работы. При однообразной структуре урока, несмотря на интересную передачу, учащиеся быстро устают, так как утомительно в продолжение всего урока заниматься одним и тем же видом деятельности: только смотреть, только слушать или только писать. Даже старшеклассники не обладают еще достаточными навыками слушать и записывать лекции без обратной связи с педагогом.

Технические средства обучения желательно применять через 5-10 мин после начала урока.

Важное значение имеет и дозировка уроков с применением ТСО. В течение недели количество таких уроков для учащихся младших классов не должно превышать 3-4, старших классов - 4-6. Обязательным минимумом в течение учебного года для всех учащихся можно считать 136 ч, а максимумом (для профильных школ, оснащенных современной техникой) - 442 ч.