Дидактические характеристики учебной мотивации и способы ее осуществления
Учебную мотивацию можно классифицировать не только по характеру поведения участников, но и по принадлежности к определенным этапам процесса обучения.
В соответствии с этапами учебного процесса мотивация может производиться во вступительной части, текущей и заключительной частях учебного занятия.
Вступительная мотивация активизирует учебную деятельность обучаемых, способствует формированию первоначального желания освоить учебный материал, вызывает интерес к процессу обучения.
Текущая мотивация обеспечивает оптимальное педагогическое общение в процессе обучения, способствует формированию устойчивого интереса к учебной деятельности и поддерживает этот интерес на всех этапах обучения. Для каждого из данных видов мотивации возможны различные способы ее осуществления и, соответственно, различные методы и формы организации обучения.
Вступительная мотивация может осуществляться в форме беседы, показа, демонстрации того или иного предмета или явления, на которое будет направлен весь процесс обучения. При этом основными методами являются мотивирующее вступление и мотивирующая демонстрация.
Мотивирующее вступление проводится в форме беседы или рассказа. При этом возможно применение различных приемов: отнесение к личности обучаемого, отнесение к ситуации, ошеломление, возбуждение интереса, выступление с цитатой.
Например, при изучении темы «методы расчета электрических цепей» возможны такие мотивирующие вступления:
- 1 вариант: «На сегодняшнем занятии мы будем изучать способы расчета электрических цепей постоянного тока. К сожалению, на эту тему выделено немного времени, поэтому мы остановимся на наиболее часто применяемых методах расчета».
- 2 вариант: «На сегодняшнем занятии мы будем изучать способы расчета электрических цепей постоянного тока. Эта тема очень важна, ибо любой специалист-электрик должен уметь определять, какой ток и какая величина энергии протекает по различным участкам электрической цепи, и понимать, какой провод в различных случаях следует применять. Это является важным не только в работе, но и в бытовых условиях, когда необходимо установить причину отсутствия света в комнате или чрезвычайно сильного нагрева того или иного бытового прибора и др.»
pc-service.kz