Дидактические характеристики учебной мотивации и способы ее осуществления

В первом случае интерес к теме не возникает и обучаемые практически не мотивированы. Во втором случае мотивацию усиливает прием «отнесение к личности», когда все объясняемое важно для обучаемого, это интересует его, это касается его, это для него актуально.

Мотивацию усиливает и «отнесение к ситуации», когда слушатели или обучаемые уже переживали то или иное событие, видели или слышали какое-либо явление, которое лежит в основе изучаемого материала.

Например, при изложении темы «Трансформаторы» целесообразно вспомнить опыт посещения станции, где обучаемых привлекли огромные размеры трансформаторов или звук их работы. Аналогично, при изучении резонансных явлений в электрической цепи напомнить о расходящихся по воде кругах от брошенного камушка или о слаженных звуках от ударов ног двигающихся солдат по мосту. Это является хорошей возможностью вхождения в тему общения.

Усиливает мотивацию вступление с проблемой или «ошеломление», удивление сказанным или показанным перед занятием.

Все описанные выше приемы мотивации следует применять в начале занятия, учитывая при этом такие известные психофизиологические закономерности личности, как: механизм восприятия, усвоения, запоминания и развития познавательной деятельности обучаемых по принципу действия рекламы: внимание-интерес—желание действие.

Известно, что внимание - это концентрация психической деятельности на определенном объекте и отвлечение от всего постороннего. Существует непроизвольное, произвольное и после произвольное внимание. Как привлечь внимание учащихся?

Непроизвольное внимание возникает само собой под воздействием внешних раздражителей и новых впечатлений . Для создания непроизвольного внимания можно использовать некоторые нетрадиционные вступления, изменение интонации голоса и т. д. В качестве примера можно привести такой случай. Появление лектора в аудитории не вызвало никакой реакции обучаемых. Они продолжали шуметь и заниматься своими делами. Тема занятия была «Электричество». Вместо того, чтобы успокаивать аудиторию, призывать к порядку, преподаватель встал на кафедру, немного выждал и начал тихим голосом.