Дидактические характеристики учебной мотивации и способы ее осуществления
В далекие времена в VI веке нашей эры в Древней Греции, в городе Милете родился мальчик». Аудитория успокаивается, прислушивается, а преподаватель нормальным голосом продолжает «И был он таким маленьким, что помещался в пивной кружке». В аудитории воцаряется полная тишина, а преподаватель продолжает: «и назвали его Фалесом Милетским...» Студенты спокойно дослушивают лекцию об открытии Фалесом Милетским электричества и о самом электричестве. Таким образом, привлекается внимание. В данном случае сработали такие способы создания мотиваци: необычность тона, необычность информации, избыточность информации.
Целесообразным в некоторых случаях является произнесение той или иной цитаты, имеющей отношение к изучаемому явлению.
Вступительная мотивация методом демонстрации возможна при предварительном посещении предприятия, где используется рассматриваемая технология и оборудование, или путем работы, или путем демонстрации изучаемого явления в лаборатории, на макете.
Текущая мотивация используется для поддержания постоянного интереса к учебной деятельности. Она может осуществляться различными методами обучения в соответствии с этапами формирования деятельности:
- в процессе его объяснения ;
- в ходе выполнения практических заданий ; - в процессе контроля .
Основными приемами мотивации в процессе изложения нового материала являются: ориентация содержания учебного материала на его практический смысл, ориентация на конкретную профессиональную деятельность, демонстрация в речи практического использования приводимых теоретических положений.
При текущей мотивации следует учитывать, что слишком простая деятельность не вызывает внутренней мотивации, поскольку не позволяет реализовать мастерство и не предоставляет возможность почувствовать себя компетентным. Именно поэтому задания на самостоятельную работу должны иметь дифференциацию по степени сложности, предусматривая доступность и посильность их выполнения.