Дидактические характеристики учебной мотивации и способы ее осуществления
Внутренняя мотивация уменьшается, если обучаемый получает отрицательную информацию о своей деятельности, и становится более действенной, если имеется положительная информация о результатах труда. Полное отсутствие обратной связи и особенно стабильные неудачи лишают человека всякой мотивации.
Как известно, обратная связь - это информация о ходе усвоения деятельности, которая может сопровождаться как поощрениями, так и наказаниями, поддержкой или неудовлетворенностью. Проявление реакции преподавателя на результаты контроля воспринимается обучаемыми по-разному: и как контроль, и как информирование.
Контроль, как правило, связан с элементами неизвестной констатации оценки, неуверенностью или принуждениями. При обучении к контролю относятся настороженно, поскольку любое принуждение всегда вызывает негативную реакцию.
Следовательно, контроль как таковой, особенно если он организован прямолинейно , снижает креативность и эффективность обучения в целом. В тоже время организация информирования о ходе учебной деятельности, о полученных результатах, об уровне успешности настраивает на проявление мастерства и компетентности, поскольку связано со свободным общением. Информирующие факторы не несут в себе принуждения к изменению деятельности, вызывают положительные эмоции, повышают уровень внутренней мотивации, и в результате раскрепощается творческое мышление и повышается эффективность обучения.
Можно рекомендовать такие основные приемы текущей мотивации на этапе формирования и контроля деятельности: предоставление свободы выбора заданий, составление заданий оптимальной сложности, новизна и непредсказуемость заданий, положительная обратная связь или информирование обучаемых об успешности их деятельности.