Универсальная матрица анализа историко-педагогического процесса
Вторая аспект матричного анализа связан с пониманием роли и места внутренней активности человека в процессе его становления. Можно выделить три варианта решения этой проблемы:
1. Внешние обстоятельства являются основным источником, определяющим направленность и интенсивность внутренней активности человека. Эта внутренняя активность стимулируется, направляется из вне и используется для достижения «внешних» педагогических целей.
2. Активность присуща человеку, но она неразрывно связана с обстоятельствами его жизни. При создании условий для развития человека необходимо учитывать характер и направленность имманентно присущей ему внутренней активности, стимулируя и корректируя ее.
3. Человек изначально внутренне активен. Он прежде всего активное деятельное существо. Эта активность, в конечном счете, всегда и везде есть главная сила его развития, которая, впрочем, может быть либо поддержана, либо деформирована, либо сведена к минимуму, как усилиями педагога, так и обстоятельствами жизни.
Третий аспект матричного анализа связан с пониманием места и роли педагогических, т.е. в той или иной форме целенаправленно opганизуемых влияний в широком спектре внешних влияний, которые той или иной степени определяют развитие человека . Возможны три варианта ее решения:
1. Педагогические влияния являются ведущим фактором становления человека, т.к. они обеспечиваются специально создаваемыми условиями, способными учитывать и использовать все спонтанно-стихийные обстоятельства жизни человека, а также присущие ему от рождения механизмы развития, врожденные особенности.
2. Педагогические влияния при правильной организации обладают большим потенциалом, но они не всесильны. Важно в каждом конкретном случае определять их возможности и границы в использовании и нейтрализации влияний прочих обстоятельств жизни человека, а также его врожденных особенностей.
3. Возможности педагогических влияний весьма ограничены, они в принципе не в состоянии противостоять стихийному потоку всех окружающих человека влияний и, решая узкие, локальные воспитательные и учебные задачи, не могут определять характер и особенности его становления.