Универсальная матрица анализа историко-педагогического процесса

Изучение историко-педагогического процесса, его содержания, направленности эволюции, форм проявления, особенностях динамики предполагает не только разработку концептуальных моделей исследования педагогических феноменов прошлого и настоящего, но и создание матрицы анализа педагогических феноменов, позволяющей рассматривать их по универсальным параметрам, которые делают возможным их систематизацию, типизацию, классификацию. Универсальная матрица должна быть применима к исследованию педагогических феноменов разной степени общности, возникших в условиях различных цивилизаций, культур, эпох. Выделяемые аспекты матричного анализа могут по-разному рефлексироваться в истории образования и педагогической мысли и быть представлены в своем реальном бытии как инплицитно, так и эксплицитно.

Первый аспект матричного анализа связан с рассмотрением возможности понимания возможности и границ «формируемости» человека как телесного, душевного и духовного существа, как личности и индивидуальности, как субъекта деятельности и общения. Можно выделить три базовых трактовки формируемости человека, имеющих место в истории педагогики;

1. Человек, рождается «чистой доской», он практически абсолютно воспитаем и обучаем, являясь результатов «обстоятельств и воспитания». При этом его врожденные особенности в той или иной степени должны учитываться педагогом, но в большинстве случаев они не могут рассматриваться как системообразующие факторы его становления.

2. Человек от рождения обладает набором неких качеств, свойств, характеристик, которые существенно значимы для его становления. Результативность внешних влияний во многом будет зависеть от их учета, но отнюдь не предполагает безусловного «подстраивания» педагога «под ребенка» и следования лишь за тем, что дано ему от рождения .

3. Человек от рождения обладает неким потенциалом , который осуществляется по мере его становления. Внешние влияния могут лишь способствовать или препятствовать реализации этого потенциала. Поэтому педагог должен подстраиваться к ребенку, следовать за ним и, так или иначе, действовать в рамках, «задаваемых» врожденными особенностями ребенка.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  Следующая > В конец >>