Содержание и формы предпрофильной подготовки в режиме сетевого взаимодействия
Характерной чертой юношеского периода являются попытки формирования жизненных перспектив и профессиональных планов. Подростки пытаются предвосхитить будущее, не задумываясь о средствах его достижения, поэтому не всегда могут отличить мечты от реальных жизненных планов, которые могут быть как активными, так и созерцательными. Вместе с тем, чтобы построить реальный жизненный план и перспективы своего развития и образования, каждый молодой человек должен ответить на следующие вопросы:
- в каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха?
- что и в какой период жизни необходимо достигнуть?
- какими средствами, и в какие сроки могут быть реализованы поставленные цели или задачи?
Самому подростку это сделать достаточно сложно, так как главное противоречие данного возраста - недостаточная жизненная самостоятельность и готовность к ответственности за свой выбор или решение. Так, по данным Центра трудовых исследований государственного университета - Высшей школы экономики выявлено, что 67% учащихся не имеют представления об основах выбора профессии, 46% - ориентированы в выборе на поддержку со стороны взрослых, 44% не обеспечены сведениями о возможностях обучения по интересующей сфере деятельности. Анализ предпрофильной подготовки в г. Муравленко показывает, что каждый пятый выпускник 9-го класса испытывает затруднения в выборе дальнейшего направления образования и самоопределения в профессии вследствие незнания технологий профессионального самоопределения, неумения проектировать свой жизненный и профессиональный путь в современных рыночных условиях.
Выбираемые выпускниками профессии не в полной мере соответствуют, с одной стороны, потребностям рынка труда, а с другой, личностным качествам самих учащихся, чаще этот выбор они делают по совету друзей, либо родителей .