Социально педагогическое воспитание в древности
1. Формирование социально-педагогической мысли и практика социального воспитания на Древнем Востоке
С усложнением и изменением хозяйственных и социальных связей зарождается новый субъект социализации – семья. Семейная форма организации воспитания становится основной в процессе социализации.
Усиливавшееся разделение труда вызывало необходимость определенной специализации в обучении и воспитании детей. Главные задачи социального воспитания – передача материальной и духовной культуры – были связаны с передачей профессии от отца к сыну.
Существенно изменяются функции и социальное предназначение инициации. Возникают закрытые формы инициации, где детям передаются специальные знания и умения, которые обеспечивают их закрепление в соответствующем социальном статусе.
Месопотамия. В древнейших государствах мира воспитание и обучение детей осуществлялось также преимущественно в семье, которая была основным субъектом социализации и воспитания. Человек формировался в рамках жестко заданных социальных норм и ценностей. С возникновением государства резко возросла общественная потребность в образованных людях. Семья не в состоянии справиться с этим, возникла необходимость в создании общественного института, который смог бы удовлетворить эту потребность. С появлением института школы формируется и новая сфера социально-педагогической деятельности. Отделение умственного труда от физического, происходившее в этот период, создание первых школ вызвало к жизни появление новой специальности – учитель. Но семья продолжает оставаться основным субъектом социально-педагогической деятельности.
Таким образом, основными субъектами социализации являлись семья и школа, функционирование которых регулируется государством.
Древний Египет. Главными субъектами социально-педагогической деятельности в Древнем Египте также остаются семья и школа. В семье господствовал безоговорочный авторитет отца. Школа выполняла функцию инициации. Самой престижной считалась профессия писца.
Древняя Индия. История Древней Индии разделяется на две эпохи: дравидско-аравийскую и буддийскую. В этой связи социальное воспитание имело кастовый характер. К середине 1-го тысячелетия до н.э. в Древней Индии сложилась своя схема воспитания: на первой ступени систематического воспитания не предусматривалось; для представителей трех высших каст было гарантировано право на образование. Древние индусы считали, что у человека существует особый период в детстве, предшествующий взрослости, – ученичество, которое именовалось вторым рождением – упанаяма.