Социально педагогическое воспитание в древности

Новый период в воспитании связан с возникновением первой мировой религии – буддизма . Согласно этому учению, главной задачей воспитания является совершенствование человека, душа которого должна быть избавлена от мирских страстей через самопознание, самовоспитание и самосовершенствование. Буддийские школы появились в V-VI вв. до н.э. Предусматривались различия в образовании мирян и буддийских монахов. Однако в них принимались дети 5-8 лет независимо от их происхождения и материального положения.

Древний Китай. В основу традиций социального воспитания детей в Древнем Китае был положен опыт семейно-общественного воспитания. Воспитательные отношения основывались на преклонении и почитании младшими старших. Социальный статус учителя был очень высок: он был для учеников как отец, его деятельность считалась весьма почетной. Первые школы в Китае возникли в 3-м тысячелетии до н.э. Они были двух типов – сян и сюй. В сян обучали и наставляли молодежь старики. В сюй молодежь училась стрельбе из лука.

Наибольшее воздействие на развитие социального воспитания оказало учение Конфуция . Он обобщил предшествующий опыт воспитания и образования. Учение Конфуция основывается на трактовке вопросов этики и морали, управления государством. Ведущее положение его учения – тезис о правильном воспитании граждан как непременном условии процветания государства. В основу нравственного воспитания им положено пять правил: почитай своих родителей; служи господину, как самому себе; уважай братьев; живи в мире с женой и выполни то, что обещал.

Прочность и жизненность общества покоятся на воспитанности его членов, поведение и функции каждого из них определяются его социальным статусом: Воспитание не всесильно: унаследованные черты во многом определяют эффективность воспитания человека. Исходя из наследственности и возможностей человека, Конфуций делил всех людей на три категории: сыны неба, благородные мужи и низкие люди.

Величие Конфуция в том, что он впервые в истории открыл человека и стал первым учителем человечности в человеке. Он занимался духовным ростом личности своих учеников, выправлением движений человеческой души. Дальнейшее развитие конфуцианских идей в образовании шло по двум направлениям: человек по природе добр и цель воспитания – формирование добрых высоконравственных людей ; человек от природы злой и цель воспитания – преодолеть это начало .