Социально-педагогическая работа с семьей
Семья обладает высоким воспитательным потенциалом, к тому же социализация в ней происходит наиболее естественно и безболезненно. Однако семья может выступать как положительный, так и отрицательный фактор воспитания. В связи с этим встает вопрос о необходимости оказания социально-педагогической поддержки семье.
Применительно к семье социально-педагогическая поддержка — это процесс взаимодействия специалистов (педагоги, психологи, омбудсмены и др.) и семьи (родители, дети, другие члены), результатом которого является освоение родителями педагогической культуры и социализация ребенка.
Одна из задач государственной семейной политики состоит в повышении педагогической культуры родителей, которая выражается в принятии ими ценностей гуманистического воспитания детей, освоении современных методик воспитания, развитии таких личностных качеств, как готовность воспитывать и помогать своему ребенку в развитии и саморазвитии, толерантность, эмпатия, доброта, демократический стиль воспитания и другие.
Педагогическая культура родителей — это многоуровневое явление, включающее такие компоненты, как общекультурный уровень развития личности, принятие гуманистических ценностей, достаточная подготовленность к воспитанию детей (владение современными методиками и технологиями воспитания, умение применить качества воспитателя: готовность воспитывать и помогать своему ребенку в развитии и саморазвитии, толерантность, эмпатия, доброта, демократический стиль воспитания и др.
Педагогическая подготовленность родителей характеризуется определенной суммой приобретенных знаний (психолого-педагогических, физиолого-гигиенических, правовых и др.), а также умениями и навыками, выработанными в процессе воспитания детей. На процесс формирования педагогической культуры оказывают воздействие жизненный опыт и индивидуальные черты характера родителей, а уровень педагогической культуры в немалой степени зависит от общественной направленности их личности и уровня образования.
Таким образом, педагогическая культура родителей может рассматриваться как качественная характеристика деятельности по воспитанию детей, отражающая их готовность как воспитателей содействовать социализации ребенка и создавать условия для его самореализации в обществе. Важной составляющей педагогической культуры является педагогическая рефлексия.