Социально-педагогическая работа с семьей

Под педагогической рефлексией понимается умение самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место воспитуемого, посмотреть на ситуацию его глазами (О.Л. Зверева). От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка. Возникновение педагогической рефлексии способствует становлению родителей как педагогов: родители пересматривают свои методы воздействия на ребенка, нацелены на понимание его потребностей, желаний, пересматривают свое отношение к ребенку и меры педагогического воздействия.

Трудности формирования педагогической культуры родителей обусловлены следующими причинами:

- представления родителей о целях, методах, формах воспитательного воздействия не совпадают с осуществляемыми ими практическими мерами;

- между членами семьи присутствует рассогласованность педагогических требований, методов педагогического воздействия;

- напряженные супружеские отношения негативно влияют на детско-родительские и др.

Это приводит к отсутствию педагогической культуры у родителей и нарушает процесс социализации ребенка.

Социально-педагогическая поддержка семьи базируется на методическом подходе, который предполагает учет структуры семьи при организации взаимодействия педагога и семьи, учет установок родителей на воспитание и обучение.

Основными принципами реализации подхода выступают:

- принцип компетентности педагогического взаимодействия;

- принцип непрерывности семейного и общественного воспитания;

- принцип креативности в осуществлении взаимодействия педагогов и родителей, детей и взрослых.