Социальная педагогика в эпоху возрождения
Таким образом, система всеобщего воспитания Коменского включает «школу рождения», подготовку к супружеству, пренатальный этап , «школу раннего детства» , «школу детства» , «подростковую школу» , «школу молодости» . На следующем этапе – в «школе старости» – должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр.
«Всеобщий язык» – для повышения эффективности всеобщего воспитания, обеспечения мира и сотрудничества между народами предлагал создать универсальный язык, на котором будет развиваться национальная культура.
«Всеобщее исправление» завершает проект всеобщего и полного преобразования, в первую очередь главных сфер деятельности человека . Осуществлению всеобщего исправления должны помочь всемирные институты, обеспечивающие сотрудничество и мир между народами: международная организация учёных для сотрудничества в области науки и воспитания, международная консистория и международный суд для мирного решения спорных политических вопросов.
«Всеобщее поощрение» – заключительная часть призывает к работе, направленной на универсальное социальное исправление.
По мнению Коменского, имеются три ступени, три задачи воспитания: познание себя и окружающего мира , управление собой и стремление к богу . В отличие от средневековых педагогов он считал весьма важным решение первой задачи. Признавал три источника познания – чувства, разум и веру.
Таким образом, утописты считали проблему воспитания молодого поколения одной из главных социальных проблем, что нашло непосредственное отражение в их трудах.
Заслуга Я.А. Коменского состоит в том, что он разработал целостную систему социального воспитания на основе взаимодействия семьи, школы и общества. Его педагогика несет в себе существенную составляющую, которая оказывает значительное влияние на развитие современной социальной педагогики.