Социальная педагогика в эпоху возрождения

Школьное образование, включающее в себя социальное воспитание, по мнению Коменского, было необходимо ребенку по трем основным причинам:

– во 1-х, родители часто не обладали познаниями и нравственными качествами, необходимыми для полноценного обучения и воспитания;

– во 2-х, воспитание в среде сверстников должно было способствовать лучшему обучению, возбуждая в детях соревнование;

– в 3-х, в школе дети приучались к основам общественной жизни.

В XVII в. даже в самых развитых странах Европы подавляющее большинство детей в лучшем случае могли окончить лишь школу «родного языка». Поэтому Коменский предлагал сделать всеобщим и обязательным лишь начальное образование.

В 1644 г. он начал работу над трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», который явился итогом его философско-педагогических и социальных планов по исправлению общества. «Всеобщий совет ...» включает несколько частей.

«Всеобщее пробуждение» призывает к всесторонней активной деятельности, направленной на исправление людей.

«Всеобщее просвещение» анализирует основные методы по исправлению.

«Всеобщая мудрость» , называемая также «Всеобщее устройство» , содержит философское ядро «Всеобщего совета» – собрание общих и конкретных сведений о мире в целом.

«Всеобщее воспитание» содержит теорию универсального образования и воспитания всех людей, везде, в течение всей жизни на основе равноправия. К первоначальным ступеням обучения и воспитания Коменский присоединяет и другие «школы жизни», которые в свою очередь делит на этапы развития – «классы».