Социальная педагогика в эпоху возрождения

2. Социально-педагогические взгляды Я.А. Коменского

Ян Амос Коменский понимал задачи педагогики в целом и социального воспитания в частности двойственно, на что повлияли как его своеобразные религиозные представления, так и бурно меняющиеся условия политической и экономической жизни общества.

С одной стороны, главной целью воспитания Я.А. Коменский считал помощь человеку в спасении души, его подготовку к жизни будущей. С другой стороны, ему было свойственно увлечение «идеей всеобщего исправления дел человеческих» еще на земле. «Исправлять здесь будут все и каждый», – призывал Коменский. На практике подобное переустройство общества предполагалось осуществить, главным образом, за счет «панпедии» . Ведущая роль в этом процессе отводилась именно социальному воспитанию, проводившемуся через систему общественных учебных заведений.

Воспитывать ребенка и юношу Коменский предполагал по четырем главным направлениям:

– внушить ему знания о жизни будущей и путях ее достижения;

– научить человека «мудро решать дела земной жизни», т.е. занимать достойное место в обществе благодаря своим знаниям и деятельности;

– обучить его жить в согласии с другими, избегать ненужных конфликтов как между отдельными людьми, так и внутри общества;

– приучить человека к нераздельности его слов и поступков, к цельности убеждений и поведения.

Воспитание человека, по его убеждению, следовало начинать с самого рождения, и первоначально оно должно было быть семейным. По мере взросления домашнее воспитание следовало совмещать со школьным, где собственно воспитание и обучение должны были находиться в тесной взаимосвязи. Выделял четыре типа школ: «Материнская школа», школа «родного языка», «Латинская школа», академии или университеты.