Развитие социальной педагогики России в 18-19 веках
4. Л.Н. Толстой – создатель оригинальной педагогической теории
В педагогической деятельности Льва Николаевича Толстого выделяют три периода.
Первый период педагогической деятельности – «трёхлетнего страстного увлечения ... педагогическим делом». Жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии, помогал учителям.
В 1860-61 гг. предпринял поездку по странам Западной Европы с целью изучения состояния педагогических наук и народного образования. По возвращении из путешествия писал о своём полном неприятии увиденного. В 1862 г. издавал педагогический журнал «Ясная Поляна».
Второй период педагогической деятельности – после завершения работы над романом «Война и мир» . Содержанием этого периода было создание «Азбуки» . Создана своеобразная энциклопедия для первоначального обучения: слова, отдельные предложения, короткие рассказы, тексты для чтения, пословицы и поговорки – отражали жизнь русского крестьянства, использовался фольклор, а также этнографические и географические сведения. В первой половине 1870-х гг. Л.Н. Толстой возобновил работу в Яснополянской школе. Был членом училищного совета Крапивенской земской управы. В 1874 г. написал статью «О народном образовании», обобщавшую его педагогический опыт.
Третий период педагогических исканий наступил после завершения романа «Анна Каренина» . Связан с разработкой религиозно-нравственного учения. Педагогические идеи Л.Н. Толстого могут быть поняты только в контексте его творчества, стержневой проблемой которого был вопрос о смысле жизни человека и человечества.
Стержнем всего педагогического творчества Толстого стала проблема духовно-нравственных основ развития личности. Впервые в истории русской педагогики Толстой связывал проблемы целей, содержания, методов обучения и воспитания с развитием ответственности человека по отношению к самому себе.
Родившийся ребёнок является по мнению писателя первообразом гармонии, правды, красоты и добра. Все его дальнейшее психическое развитие «есть не только не средство для достижения того идеала гармонии, который мы носим в себе, но есть препятствие ... к достижению высшего идеала гармонии».