Развитие социальной педагогики России в 18-19 веках
В религиозно-нравственном учении центральное место заняла идея духовного роста человека. Главная составляющая сущности человека – его духовное начало, изначально заложенное в нем как бы в «свернутом виде». Педагогический процесс должен оказать помощь человеку в его открытии и реализации в жизни.
Толстому принадлежит разработка теоретических и практических основ свободного обучения и воспитания. Свободное воспитание включает два аспекта. Первый аспект – свобода в организации школ. Он считал, что надо дать народу возможность организовать народное просвещение так, как этого хочет народ . Второй аспект – свобода как педагогический принцип . Идея свободного развития ребёнка Толстого предполагала формирование нового типа общения учителей и учащихся, который способствовал бы познавательной активности и творчеству детей, определяя стиль школы в целом.
5. С.А. Рачинский и сельская школа
Сергей Александрович Рачинский создал школу для крестьянских детей и общежитие при ней в Татеве . Построил свыше 20 начальных школ, 4 из которых содержал полностью. Как инспектор народных школ и попечитель женских училищ в Смоленской губернии занимался улучшением материального состояния школ и созданием оригинальной системы обучения детей крестьянским ремёслам. Составил проект всеобщего народного образования, принятый в Смоленской губернии.
Рачинский попытался создать тип русской национальной школы. Стремясь сблизить школу и семью на основе народной религиозности, ратовал за передачу всего дела начального образования в руки духовенства. Задачу начальной школы видел в формировании у детей целостного и гармоничного мировосприятия, основанного на нравственных идеалах православия.
Школы Рачинского работали круглый год, в их программы входило изучение церковнославянского и – параллельно – русского языка, закона Божия, церковное пение, чтение русских писателей и некоторых зарубежных классиков, необходимый в крестьянском быту минимум общеобразовательных знаний , черчение, музыка и рисование. Работу школы Рачинский построил на принципе индивидуального воспитания; особое место отводил занятиям с одарёнными детьми, которые определялись в общежитие школы и получали стипендию за счёт личных средств Рачинского.