Потенциал подхода в изучении истории петербургской школы
– создание по возможности полного и образного описания проявлений исследуемого на основе изучения истории ведущих школ города, без вынесения суждений о нем;
– необходимость выявления общезначимых для всех образовательных учреждений города черт и достижений при соответствующем абстрагировании от конкретного опыта отдельных школ;
– объяснение причин возникновения в общественном сознании особенного восприятия петербургской школы в прошлом и современности.
Кроме того, феноменологический подход в изучении петербургской школы может включать:
1. Особенные черты исследуемого в сравнении с однородными объектами;
2. Описание факторов, способствовавших появлению исследуемого феномена ;
3. Выяснение роли, значения этого феномена для отечественного историко-педагогического процесса.
Границами исследуемого выступают имеющийся в распоряжении исследователя комплекс источников, возможности и историко-культурные особенности Петербурга в социализации молодежи хронологический период XIX – начала XX вв., когда в основных чертах сложилась городская система школьного образования, методологические возможности феноменологического подхода применительно к петербургской школе.
Факторами, определившими такое явление, как петербургская дореволюционная школа, стали: образовательная городская Петербурга, полиэтнический и поликонфессиональный контекст существования петербургской школы; разносословный образовательный «заказ» семей учащихся к школе, вырабатывавший множество типов учебных заведений города; длительная целостная традиция петербургской шкоды , реализовывавшей образовательные потребности не только города, но и страны, создававшей новый для страны вариант массовой государственной системы школ.