Потенциал подхода в изучении истории петербургской школы

Рассуждая об изучении истории петербургской школы как феномена отечественного педагогического прошлого, нужно говорить не столько о поиске петербургского своеобразия, особенных черт школ города, сколько о сущностных чертах, присущих ей. То есть через описание многообразных проявлений истории петербургской школы необходимо попытаться раскрыть ее долговременную историческую сущность .

Разные школы города по-разному оценивались в разных источниках в различные периоды. На фактографическом уровне приходится констатировать, что эти школы бывали различными – хорошими, посредственными и просто никуда не годными. Это не говорит об их уникальности – такая же ситуация существовала и в других регионах. Так бывает и сегодня, когда нельзя распространять оценку, суждение относительно одного образовательного учреждения на следующий уровень системы образования . Можно говорить либо о некоторых общих чертах, присущих всем школам , либо о мифе, сформированном или формируемом в общественном сознании. Историкам часто приходится сталкиваться со стереотипными восприятием какого-либо аспекта прошлого, с которым взгляд профессионала ничего общего не имеет. Но говорить о феноменологических чертах петербургской школы можно на уровне изучения достижений лучших школ города, при соблюдении репрезентативности – достаточного числа школ разных типов, разнообразия «линий описания» их внутренней жизни. Иначе говоря, взяв 10 наиболее известных школ города разных типов, можно попытаться выделить их общие черты, что и станет доминантой феноменологического исследования.

Суть феноменологического подхода для истории педагогики можно понять исходя из достижений феноменологии и анализа методологической ситуации в истории педагогики. Феноменология включает следующие непременные исследовательские процедуры: трансцендентальностъ; интенциональность ; редукцию .

Феноменологический подход в современной истории педагогики возникает на стыке комплекса других подходов – релевантностного, аксиологического , системного , регионалистского, генетического, антропологического. Его роль состоит в описании значимых и своеобразных педагогических фактов и процессов. При этом, предмет исследования должен быть достаточно жестко ограничен хронологически, ибо быть уверенным, что данный феномен не утратил своих черт в иную эпоху и в других условиях, вряд ли возможно.

Применительно к истории петербургской школы это означает: