Подготовка учителя к использованию технических средств

Управление познавательной деятельностью учащихся при использовании аудиовизуальных пособий возможно благодаря применению разнообразных управляющих воздействий. Такое воздействие обусловлено уже самой организацией преподнесения изучаемого материала: определенная последовательность, логика его подачи в материалах для ТС влияют на восприятие, осмысливание и запоминание.

Управляющее воздействие на процесс познания может происходить с помощью слова, позволяющего создать проблемную ситуацию и включить таким образом обучаемого в активный познавательный поиск, обратить внимание на какую-то сторону или деталь изучаемого объекта, вызвать воспроизведение запечатленных ранее образов, т.е. создать опору на представления, которые необходимы в какой-то определенный момент познания, и т. д.

В качестве управляющих воздействий в аудиовизуальных пособиях используются разнообразные указатели (знаки, символы) и приемы, позволяющие выделить, подчеркнуть, сравнить в определенные моменты нужные стороны изучаемого объекта.

Выполнение контроля знаний при использовании аудиовизуальных пособий возможно двумя способами:

1) наличие элементов организации контроля знаний в информативном пособии;

2) создание специальных пособий и ТС для контроля знаний.

В соответствии с дидактическими особенностями ТС их целесообразно применять при изучении сложных тем или вопросов курса: для восприятия микро- или макрообъектов, чрезмерно быстро или медленно протекающих процессов, уникальных явлений и т. п.; для осмысления тем, содержащих много новых понятий, сложных для анализа и синтеза, и т. п.

Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от дидактических возможностей, заложенных в этом пособии. При этом следует иметь в виду в первую очередь цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученикам вычленять и группировать признаки, лежащие в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.