Особенности взаимодействия семьи с учебно-воспитательными учреждениями

По их мнению, на первой ступени — в «школе мифотворчества» — деятельность ребенка осуществляется по определенному сценарию в виде того или иного ритуала, а предметное содержание их обучения определяется знакомством со свойствами вещей и отношений. На второй ступени — «школе-мастерской» — главными становятся действие по образцу, способы этого действия и навыки. На третьей ступени — в «школе-лаборатории» — доминирует исследовательская деятельность, а основным содержанием образования становятся модели и теории. И наконец, на четвертой ступени — в «проектной школе» — на первое место выдвигается сам процесс производства, создание образцов. Для каждой ступени характерен и определенный способ действия: на первой ступени — действие по сценарию в соответствии с ролью; на второй — реконструкция способа, упражнение в навыках; на третьей — поиск, исследование, экспериментирование; на четвертой — проектирование новых образцов.

Дошкольное воспитание и обучение в данном случае не является исключением. Здесь также выделяются четыре основных этапа развития ребенка, каждому из которых соответствую; определенная социальная общность и формы деятельности, характер распределения обязанностей, система взаимных ожиданий партнеров. Первая ступень — это взаимодействие с родителями и другими взрослыми родственниками; вторая — освоение предметно опосредованных форм общения с близкими взрослыми; третья — партнерство подрастающего человека с общественными взрослыми и, наконец, четвертая ступень — со всем человечеством. Каждый этап развития представляет собой как бы своеобразное перевоплощение, ценностно-нормативные изменения, в корне меняющие саму личность, а не только его физиологию и психологию. Его образно можно сравнить с рождением бабочки, вырастающей из гусеницы. И на первых этапах этого развития подлинным субъектом саморазвития ребенка выступает не индивид, а общность, которая играет роль своеобразного «кокона» социокультурного перевоплощения. В этом, например, убеждены В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман и целый ряд других современных российских психологов.

Суть новых инновационных технологий дошкольного и начального школьного воспитания и обучения не в освоении информации и развитии памяти, а в проектировании соответствующего образовательно-воспитательного пространства. Считается, что источник нового знания лежит не в исследовании того, что есть, а прежде всего в реальном пространстве того, что возможно и целесообразно в конкретной социокультурной ситуации. Осваиваемые знания в данном случае одновременно и системны, и технологичны, и субъективны.