Особенности взаимодействия семьи с учебно-воспитательными учреждениями

9. Принцип субъективного развития. Педагог и родители не ограничиваются принципом: не только бытие определяет сознание, но и сознание бытие. Они исходят из того, что сознательные и бессознательные начала есть составная часть бытия человека в виде общественного сознания и коллективного бессознательного, или архетипов культуры. Между индивидуальным и общественным сознанием существует неразрывная взаимосвязь и взаимообусловленность. При этом на первых этапах социализации индивида определяющая роль принадлежит общественному сознанию и бессознательному началу. Избирательное же, субъективное отношение к действительности, формирование «я-позиции» происходит по мере субъективного развития, неразрывно связанного со свободой выбора человеком одной социальной группы или общности ценностей и норм .культуры в целом других социальных групп и общностей и его духовной автономией, способностью к противопоставлению своей собственной позиции позициям других людей.

Исходным пунктом взаимодействия с семьей ребенка выступает не информация, а социокультурный опыт ребенка. А поскольку опыт этот у различных категорий семей и родителей далеко не одинаковый, то первым условием практической реализации перечисленных принципов является социально-педагогическая диагностика и основанная на ней дифференциация обучения и воспитания. Всеобщие подходы и общие требования ко всем без исключения обучаемым и воспитуемым здесь просто неприемлемы. Они всегда имеют то или иное социокультурное содержание, поскольку в различных социокультурных условиях процесс умственного и другого развития ребенка, формирования его индивидуальных и личностных качеств происходит по-разному. Специфика культуры семьи проявляется не только в качестве и образе ее жизни, но и в структуре потребностей и способностей, волевых и нравственных качеств личности.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6   Следующая > В конец >>