О методологических проблемах дидактики
Развитие личности в среде обучения происходит так же, как и в обществе. Оно осуществляется в системе многообразия связей личности со всеми внешними факторами обучения, которые составляют процесс обучения. По мере того как обучающийся приобретает необходимые качества, которые присваиваются им с помощью организованных педагогом условий, он начинает влиять на окружающую его среду и в меру активности его контактов с преподавателем и соучениками способствует ее изменению. Процесс с большей или меньшей скоростью приобретает силы само-развития, которые могут по-разному коррелировать с общей педагогической установкой на развитие личности обучающегося: способствовать или препятствовать педагогическим действиям, создавать содействующие резервы, оказывать противодействие или составлять помехи генеральному направлению обучения. Методологически значимым условием, благоприятствующим эффективности процесса обучения, является согласование условий, в которых разнообразные дидактические факторы обучения интегрируются с внутренней структурой личности обучающегося, с его индивидуальными потенциальными возможностями и с общей направленностью личности. Сопряженность этих процессов обусловливает идеальное состояние системы процесса обучения.
В реально протекающем процессе обучения корреляция этих процессов определяется сложным взаимодействием дидактических приемов разного уровня обобщенности и дифференцированными мерами педагогического воздействия. Для дидактического управления формированием профессиональных качеств будущих педагогов на основе теорий структуры личности существует объективная сложность, выражающаяся в необходимости прогнозирования и проектирования учебных условий, моделирующих условия производства — реального педагогического процесса, интеграции специальных процедур учебной деятельности и согласования их с личностными характеристиками, что и обеспечивает становление профессиональных качеств педагога.