О методологических проблемах дидактики
Прямым следствием теоретического положения о целостности личности и в соответствии с ним требуется дидактическая адаптация, интеграция дидактических механизмов, обеспечивающих эффективность процесса обучения. В данном случае можно провести аналогию с медициной, когда больному прописывается врачом не одно, а несколько лекарств. В решении этой проблемы мы исходим из того, что сложная реакция на каждый дидактический прием есть не суммирование, основанное на прямом детерминизме внешнего и внутреннего, а обобщенный результат внутренних последствий, которые имеют место на основе различных сочетаний личностных характеристик со способами деятельности, вызванными к жизни дидактическими приемами управления учебными действиями учащихся.
Чтобы определить механизм дидактической регуляции, следует дополнить описание дидактических принципов характеристикой способов сочетания дидактических действий и приемов регуляции, а также характеристикой способов сочетания действий педагога с личностными особенностями обучающихся. При определении механизма функционирования можно обнаружить закономерности, которые могут носить как прогрессивный, так и регрессивный характер. Оптимальное развитие целостной личности, ее профессиональных качеств определяется правильным соотношением факторов, представленных дидактическими воздействиями. В качестве внешних объективных результатов выступают деятельность учащихся, уровень ее активности, а в виде внутренних результатов — положительные изменения отношения личности к деятельности. Таким образом, общий результат достигается на основании дидактических воздействий, определяющих процесс выполнения учебных действий, а также оценки полученного результата деятельности.
Поведение личности связано с многогранностью опыта, поэтому дидактическое воздействие должно быть направлено на освоение необходимого интегрированного профессионального опыта и носить целевой характер. Только в условиях целевого сочетания разных видов профессиональной деятельности можно добиться высокого уровня профессионального мастерства, когда сочетаются цель и условия ее осуществления. Отсюда следует заключить, что структура применяемых методов обучения, их дидактическая характеристика и выбор должны отражать целостность личности, ее структуру, личностные образования и опыт. В дидактической теории положение о целевой доминантности отдельных методов обучения должно быть дополнено идеей интегративности их воздействия. Соотношение методов обучения, дидактических приемов и действий составляет обобщенную дидактическую характеристику методического аппарата, во многом определяющую его разрешающую способность.