О методологических проблемах дидактики

Процесс обучения обеспечивает развитие личности как целостного биологического и социального образования, стимулирует формирование отношений обучающегося к социальной среде и тем самым обусловливает развитие отдельных сторон личности и их организацию. Отношения, мотивы, потребности, идеалы возникают и складываются в сфере учебной деятельности на основе содержания изучаемого предмета. При этом связи, возникающие между условиями процесса обучения и развитием личности, отражаются на системе внутренних противоречий личности . Важное значение имеет также отношение обучающегося к условиям процесса обучения и взаимоотношение между двумя компонентами процесса обучения: деятельностью учителя и деятельностью учащихся, направленностью их личности, познавательными возможностями, уровнем информированности и операционной готовностью. Поскольку контактность обучающегося с педагогическим управлением составляет методологический принцип процесса обучения как системы, то отсюда легко прослеживается вывод о динамичности всей системы дидактического управления, о поступательном движении процесса обучения и о необходимости генерализации дидактических воздействий. По мере развития процесса обучения взаимосвязанные между собой действия педагога испытывают влияние со стороны учащихся, что и отражается на программе действий управления. При этом содержание учебного материала вносит в систему предметных действий педагога определенные ограничения.

Характеризуя интегративные процессы, протекающие в учебно-воспитательном процессе, следует остановиться на такой важной, но недостаточно разработанной в дидактике проблеме, как соотношение системного и деятельностного подходов, получивших в педагогике широкое распространение.

Системный подход используется обычно при изучении сложных объектов. Как всякий метод, он относится главным образом к установлению фактов познания и принадлежит к проблемам гносеологии. А деятельностный подход, который диктуется фундаментальными положениями психологии и педагогики, это — теория; ее основные положения лежат в области логики и состоят в утверждении истинности знания. Таким образом, системный анализ и деятельностный подход к изучению процесса обучения взаимодействуют между собой, как метод и теория.